Психология восприятия цвета

Психология восприятия цвета

Цвет оказывает большое влияние на человека, его поведение, восприятие окружающей действительности и здоровье. Многие поколения ученых старались разгадать тайну воздействия цвета на человека.

Цвета обладают психологическим действием. Ощущение цвета зависит от комплекса физиологических, психологических и культурно-социальных факторов. По цветовым предпочтениям делается вывод о характере человека, его самооценке и самовосприятии.

Ученые утверждают, что цвет представляет собой энергетический поток, который положительно или отрицательно влияет на здоровье человека. Различные цвета по-разному влияют на работоспособность и жизнедеятельность отдельных органов, вызывают определенное настроение, влияют на наше самочувствие, сон, способность воспринимать стрессы. В. М. Бехтерев отмечал, что умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры. Издавна некоторые болезни пытаются лечить именно с использованием хромотерапии.

Хромотерапия – это бесконтактный метод лечения светом и цветом, эффективность которого научно доказана.

Впервые над этим задумались древние греки: проходя через окно храма цвет разбивается на спектр, таким образом человек вбирал тот цвет, который хотел. В Древнем Китае на солнце лежали в красном шелке – излечение следов оспы. В 18 веке в Европе были распространены цветные витражи. В Европе и США хромотерапией заинтересовались в конце девятнадцатого века. Исследования, проведенные специалистами разных стран, подтверждают взаимосвязь между эмоциональным состоянием человека и выбором им определенных цветов.

Специалисты разделяют цвета на активные, пассивные и нейтральные. Активные (ярко-красный, ярко-оранжевый, насыщенный желтый) действуют возбуждающе на человека, активизируют его мыслительные процессы. Именно эти цвета создают в доме атмосферу радости и уюта. Пассивные цвета (розовый и голубой, светлые оттенки зеленого) умиротворяют и успокаивают, помогают справиться со стрессом. Нейтральными для нашего восприятия являются синий и зеленый.

Знания о влиянии цвета на человека широко используются в рекламе. Цветная реклама в два раза эффективнее черно-белой. Психологи установили, что синий, золотой, белый, черный, красный — цвета, которые можно использовать для рекламы дорогих и престижных товаров.

Каждый цвет имеет множество значений. Великий Гёте заметил, что жёлтый цвет пробуждает светлые чувства, синий вызывает ощущение холода, сиреневый чего-то безотрадного, а красный создает целую гамму впечатлений. Для женщины очень важно найти свои цвета и оттенки. Любой неудачный подбор наряда по цвету, старит женщину, прибавляя ей «лишние

годы…». Если женщина сама не может подобрать для себя оптимальные цвета и оттенки, то следует обращаться к специалистам.

* Белый цвет символизирует чистоту, миролюбие, невинность, оптимизм, радость. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие. В большинстве стран Востока белый – цвет траура. Белый цвет укрепляет и очищает весь организм.

* Желтый цвет напоминает о счастье, солнце, тепле и сияющей улыбке. Освобождает от тяжести забот, проблем, ограничений. Всякий, кто отдает предпочтение этому цвету, имеет сильное желание уйти от существующих трудностей, найти выход, который принесет освобождение. Цвет золота улучшает работу сердца. Если этот цвет отвергается, значит, человек разочаровался в своих надеждах, ощущает вокруг себя пустоту, чувствует себя изолированным и отрезанным от других.

* Оранжевый цвет полезен как средство против нервозности, страха депрессии. Этот цвет благотворно воздействует на легкие и железы, возбуждает аппетит.

* Красный цвет символизирует любовь, власть, величие, пылкий необузданный темперамент. Он выражает жизненную силу, импульсивность, волю к победе. Красный цвет очень полезен при недостатке в организме железа.

* Розовый цвет ассоциируется с приветливостью и ласковым отношением. Этот цвет считается также цветом, привлекающим внимание. Он действует на человека как успокаивающий и умиротворяющий. У людей излишне прагматичных этот цвет вызывает раздражение. Психологи считают, что созерцание розового цвета притупляет агрессию и может успокоить даже самого возбужденного человека.

* Синий цвет символизирует доброту, верность, постоянство, расположение, целомудрие, верность, честность. Выбор синего цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает потребность человека в покое. Отрицание темно-синего цвета означает, что человек избегает расслабляющего покоя. Синий цвет успокаивает, уравновешивает, расслабляет, уменьшает боль, снимает воспаление. При заболевании или переутомлении потребность в синем цвете увеличивается. Синий цвет полезен при ожогах и повышенной температуре.

* Голубой цвет способствует лучшему усвоению информации и установлению дружеских взаимоотношений. Он незаменим в сложных жизненных ситуациях, так как позволяет вновь обрести уверенность в себе после неудач и провалов.

* Серебристый цвет выражает стремление к свободе и попытку преодолеть все ограничения. Человек, любящий этот цвет, не приемлет ответственности, ждет чего-то хорошего, но ничего для этого не делает. Серебристый цвет успокаивает, уменьшает волнение, помогает уснуть.

* Фиолетовый цвет интуиции, интеллекта. Люди, предпочитающие данный цвет, ранимы, чувствительны, творческие подходят к решению

поставленных задач. Фиолетовый цвет усиливает восприятие, успокаивает, стимулирует деятельность селезенки, расслабляет, снимает боль.

* Зеленый цвет выражает деятельную волю, упорство и целеустремленность, указывает на постоянство воззрений, самосознания и высокую оценку своего «Я». Этот цвет снимает головную боль, умственное и физическое напряжение, стабилизирует давление, устраняет покраснение и усталость глаз. Когда человек отвергает зеленый цвет – он хочет освободиться от напряжения, вызванного непризнанием.

* Коричневый цвет выбирают те, кто твердо и уверенно стали на ноги. Выбор этого цвета в качестве наиболее предпочитаемого, указывает на определенное физическое истощение. Этот цвет эмоционально связан с домашним очагом, обществом друзей, семьей, безопасностью.

* Серый цвет – любимый цвет трудолюбивых, скромных, изысканных, рассудительных людей, умеющих делать правильные выводы. В народе таких людей называют «серыми кардиналами». У людей, предпочитающих серый цвет, склонность к частым простудным болезням из-за пониженного иммунитета.

* Черный цвет «загадочен», притягивает к себе, создает ощущение защищенности и скрытости от чужих глаз. Сегодня одежда черного цвета в большинстве стран является наиболее официальной, а вот в древнем Египте черный цвет означал жизнь – возрождение и воскресение из мертвых. В Америке черный цвет символизирует сложную, чрезвычайную ситуацию, а в Китае – честность. Одежда в черных тонах зрительно делает фигуру более стройной. Черный цвет, как и серый, является признаком изысканности и культуры.

Каждый человек в определённый период своей жизни отдает предпочтении разным цветам. Это является ярким свидетельством того, что мы меняемся и поддаемся влиянию окружающего нас мира. Главное – понять, чем вызваны наши изменения и управлять этим процессом, а не слепо ему подчиняться. Наш разум контролирует ВСЕ в нашей жизни!

 

Автор:

Любовь Пляка, ведущий практический психолог НФаУ, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии. 

(050) 64 38 272


Есть вопросы по Ассоциации косметологов и аромологов?
ЗАДАТЬ ВОПРОС

Телефон для справок по вопросам ассоциации

(0572) 67-94-22

akia2009@ukr.net