Мировые тенденции в сфере практической косметологии

Мировые тенденции в сфере практической косметологии

В современной косметологии различают несколько направлений подготовки специалистов, условно классифицируемых на американское, европейское и российское. Американская система подготовки специалистов индустрии красоты и здоровья предполагает обучение по узко специализированной программе с получением конкретной профессии, например аромотерапевт, терапевт красоты, гидроколонотерапевт, SPA – терапевт, косметолог, эстетист, массажист, визажист, ногтевой техник и др. Все учебные заведения, как правило, это школы красоты (приравниваются к нашим техникумам) и в США их более 500, аккредитованы государством. Срок обучения в них около 2-х лет, после окончания студенты кроме выпускных экзаменов сдают и экзамен на получение лицензии, без нее практическая деятельность невозможна.

Европейская школа подразумевает, что косметология - это отдельная наука, специалисты которой должны работать в содружестве с врачами различных специальностей, в том числе и дерматологами, но не быть дерматовенерологами. В Германии желающие работать в сфере косметологии профильное образование могут получить 2 способами. Первый способ: можно окончить Berufsfachschule – профессиональная школа, которая приравнивается к колледжу. Там надо сразу понимать, кем хочешь быть (парикмахер, массажист и т.д.) Это называется «Ausbildung» в той или иной сфере, что дает право работать потом согласно полученной профессии. Второй, но более долгий способ – получить высшее образование в сфере косметологии. В Германии есть совсем немного вузов, где этому учат (например, Uni Osnabruck). В учебных программах ВУЗов достаточно большое количество часов отведено на дисциплины химического и медико-биологического циклов. Преподают в университете профессора и доценты преимущественно с медицинским образованием. Диплом бакалавра выдается после 6 семестров обучения, специалиста – после 10.

Российская система подготовки специалистов для индустрии красоты и здоровья предполагает получение высшего медицинского образования по специальностям «Лечебное дело» или «Педиатрия». Кроме этого, для того, что бы стать врачом-косметологом необходимо пройти ординатуру по специальности «Косметология» или профессиональную переподготовку по специальности «Косметология» при наличии послевузовского профессионального образования по специальности «Дерматовенерология». На сегодняшний день лицензионный комитет требует первичную переподготовку в объеме 504 академических часов. Конечно, целесообразность переподготовки врача в косметолога вызывает много вопросов. Согласно существующей системе обучения врачей-дерматовенерологов 97% учебного времени приходится на дерматовенерологическое образование, которое востребовано в косметологической практике только на 11%. На изучение непосредственно косметологии и смежных с ней дисциплин приходится всего 3% учебного времени. Получается, что 97% дерматологического образования востребованы в практической косметологии только, в лучшем случае, на 11%, а 89% необходимой для специалистов этого профиля информации излагают в 3% учебного времени.

Сравнивая тенденции образования в различных странах мира, получается, что только лишь в России и некоторых странах СНГ косметологией занимаются врачи. Абсолютно очевидно, что врачи должны выполнять свои прямые профессиональные обязанности, а именно лечить больных, зачем тратить много лет и денег, а получив образование заниматься другим делом ? Медицина и косметология это смежные сферы деятельности, соответственно врачи и косметологи должны сотрудничать, а не взаимозаменять друг друга.

В 1998 году в Украине Национальный фармацевтический университет начал подготовку студентов по специальности «Технология парфюмерно-косметических средств» с присвоением квалификации провизор-косметолог.

Основной акцент в обучении студентов по данной специальности делается на практическую косметологию, также изучаемые дисциплины и полученные навыки позволяют нашим студентам успешно работать и в аптечных учреждениях и на промышленных парфюмерно-косметических предприятиях. Кроме того, учебные планы провизоров-косметологов соответствуют требованиям ITEC (Международный терапевтический экзаменационный совет, Аккредитован Квалификационной Учебной Комиссией Великобритании (QCA) как ведущая экзаменационная организация), предъявляемым к терапевту красоты. Провизор – косметолог изучает все требуемые дисциплины в значительно большем объеме, кроме того, в процессе изучения дисциплин огромное количество часов отводится на практические навыки, что немаловажно в прикладной сфере. Помимо дисциплин, изучаемых в аккредитованных ITEC учреждениях, провизоры–косметологи изучают много других дисциплин медико-биологического, химического и технологического циклов. Более того, мы сравнили наши учебные планы с планами ВУЗов Германии, Канады, Англии, Австралии и они оказались достаточно похожими. Это послужило толчком для дальнейшего развития и выхода на международный уровень с перспективой открытия нашей специальности в близких нам странах.


 

Автор:

Кран Александра Сергеевна, ассистент кафедры косметологии и аромологии. Ответственная за производственную практику по клинической и аппаратной косметологии.


Есть вопросы по Ассоциации косметологов и аромологов?
ЗАДАТЬ ВОПРОС

Телефон для справок по вопросам ассоциации

(0572) 67-94-22

akia2009@ukr.net